ЖаңалықтарҚоғам

БУДНИ ГРАНИЦЫ НА ДАЛЬНЮЮ ЗАСТАВУ

 

Ну, наконец-то! Я лечу на государственную границу Республики Казахстан на боевом воздушном судне, принадлежащем старейшей (недавно отметившей свое 85-летие) Бурундайской авиабазе Пограничной службы КНБ РК. Пограничники-авиаторы свое слово сдержали: покажут мне выполнение задач авиации ПС КНБ РК на практике.

Заместитель командира войсковой части 2177 по ВСПиИР подполковник Серик Толеуханов, позвонил накануне и обязал: «В 06:00 утра на КПП части без опоздания!..».

На КПП я оказался на полчаса раньше. В сопровождении дежурного меня повели на аэродром части, где мне пришлось пройти еще два поста, с проверкой документов, записями в журнал, а на последнем рубеже, перед шлагбаумом, охрана попросила еще показать и содержимое рюкзака – фотокамеру с объективом. Ничего не поделать – устав, служба! Безопасность и режим секретности превыше всего.

Примерно минут за двадцать до вылета мне разрешили подойти к вертолету. Вот он, красавчик – легендарный, многоцелевой, камуфляжного окраса Ми-171Ш. Сегодня он известен как транспортный, военно-транспортный и гражданский вертолет, признанный одним из ведущих в мире. Серия военных вертолетов Ми-171Ш была разработана и принята на вооружение в 2009 году. Она предназначена для поражения воздушных, надводных и наземных целей, а также для высадки десанта и перевозки военного оборудования. Только военная модификация поставляется в 23 страны по всему миру. Его ранняя модификация – МИ-8 – верой и правдой служила во время войны в Афганистане.

Как пояснили летчики, нормальная работа машины в воздухе зависит от наземной службы и самих пилотов. Это прежде всего работа заместителя командира вертолетной эскадрильи по инженерно-авиационной службе майора Е. Айдарбекова, старшего авиационного техника вертолетной эскадрильи капитана Е. Кадырбаева и отлаженных действий состава летного экипажа – штурмана майора Д. Бухарова, старшего бортового механика прапорщика Ж. Жумагазиева и старшего бортового инженера-инструктора подполковника А. Рыбакова – во главе с командиром вертолета капитаном А. Дильдабаевым.

Через 15 минут на аэродроме показалась машина командира войсковой части 2177 полковника Ерболата Смагулова. Приняв рапорт, поздоровавшись с экипажем, командир осмотрел воздушное судно и уже через пару минут мы были внутри вертолета. Оказалось, командир части сам будет управлять вертолетом в связи с тем, что полеты в горах считаются очень сложными, так что по традиции эту работу доверяют самым опытным пилотам.

И вот мы взлетели. Курс на город Жаркент. Почти 300 километров по прямой. За иллюминатором открывается прекрасный вид на окрестности Алматы. Вдали белеют горные хребты Заилийского Алатау. Внизу – зеленые поля сельхозугодий, лесополосы, голубоватые артерии речек и пепельно- каштанового цвета пашни. Лепота! Всю эту красоту Жетысу хотелось снимать и снимать.

Вертолет находился в воздух уже с полчаса. Казалось, что он движется очень медленно, но на самом деле скорость воздушного судна превышала 200 км в час!

Пролетая над лесостепью, видишь более бедную палитру красок. Чем больше удаляешься от снежных вершин Алатау, тем меньше по пути встречалось зелени и водоемов. Находясь на высоте, по-новому видишь знаменитый «Поющий бархан», космический пейзаж гор Катутау, русло реки Или. В общем, для фотографов такие сюжеты просто мечта!

На посадочной полосе города Жаркент мы приземлились и загрузились провизией, взяли на борт пограничников и вылетели в направлении к государственной границе РК – в предгорья Тянь-Шаня (в переводе с китайского «Небесные горы»), куда мы должны перебросить отдельный пограничный наряд для выставления временного поста.

В ущелье летать сложно, высота 2400 метров. Горы слева, горы справа, воздух на высоте более разряженный, теряется мощность двигателя, и это дает нагрузку на винты. Они работают как бы тяжелее. Еще одна опасность – это горный климат, турбулентность воздушных масс и перепады температур. Видимость по горизонту ограниченная. Вот тут-то и понимаешь, что не зря военных летчиков, которые имеют опыт полетов в горной местности, относят к особой, уважаемой категории авиаторов, кем и является командир части полковник Ерболат Смагулов.

Пролетая ущелье, мы видели немало очередных красот, и одно из них –горное озеро Казанколь с бирюзовыми водами.

И вот она, конечная точка нашего полета, – временный пограничный пост «Казанколь» Жаркентского пограничного отряда. Пилоты мастерски вели к посадке многотонную машину, и через пару минут мы уже приземлились на посадочной полосе. Через горную речку – китайская граница с колючей проволокой, где виднелись постройки китайских пограничных постов.

– Важно отметить, что на отдельные участки государственной границы РК нет дорог и путей как для людей, так и для автомашин, и поэтому здесь не обойтись без помощи Пограничной авиации КНБ РК, – рассказывает начальник штаба Жаркентского пограничного отряда подполковник Александр Сергеевич Печуркин. – Пограничники образцово несут службу на временных пограничных постах и, находясь тут до глубокой осени, систематически задерживают нарушителей государственной границы РК. В основном это нарушители с китайской стороны, которые пересекают государственную границу в целях сбора лекарственных трав, рогов марала.

И вот мы вновь поднимаемся в воздух. После короткой посадки и заправки в Жаркенте наш вертолет взлетает и берет курс на город Алматы. Домой мы летели, казалось, быстрее…

После успешного приземления командир Бурундайской авиационной части полковник Ерболат Смагулов сказал: «Ну вот, вы увидели маленький эпизод наших авиационных будней, увидели нелегкую службу пограничников Жаркентского пограничного отряда. А будете писать статью – покажите, спросите, что непонятно. А то ваш брат журналист, бывает, так напутает, что поди разбери! А про красоту природы, что вы говорите, так мы к ней просто привыкли. Для пилотов она обыденна».

К слову, нашу газету в воинской части знают и читают. И вот такими репортажами о вертолетчиках, пограничниках мы будем рассказывать о важности этих профессий для молодежи. Начало этому положено.

 

 Рамазан ЕЛЕШЕВ

0

ПО САКРАЛЬНЫМ МЕСТАМ КАЗАХСТАНА

Алдыңғы ақпарат

ӨМІРЛІК МАҢЫЗЫ БАР БЕС БАСТАМА

Келесі ақпарат

Оқи отырыңыз...

Пікірлер

Пікір қалдыру

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *